Школа имени Дамира Закирова


Тридцать лет назад начальная школа в п. Эвенск размещалась в здании бывшего пищецеха, который находился напротив одноэтажного деревянного корпуса детсада №1. В этой небольшой уютной маленькой школе работала учителем начальных классов Светлана Дмитриевна Бусленко. Она первая учительница у Л. в. Козловой, В. И. Караваева, М. Н. Кузнецовой, Н. А. Пикаловой, сестер Клавдии и Марии Сидоровых, Л. Г. Романовой и других учеников.

Количество учащихся в каждом классе этой доходило до 45 человек, но это не мешало Светлане Дмитриевне успешно обучать своих учеников, сделать их жизнь увлекательной и интересной. Учителей и воспитанников сплачивали пионерские сборы, школьные и классные огоньки, торжественные линейки, праздничные вечера, походы. Маленькая начальная школа жила своей обычной школьной жизнью до 1972 года.

1972 год - знаменателен для эвенчан тем, что в этом году открылась новая трехэтажная средняя школа. Выпускница начальной школы 1972 года Лариса Георгиевна Романова (ныне музыкальный руководитель детского сада п. Эвенска), вспоминает, что вторую ступень обучения она начала в новой средней школе. В 1972 году Георгиевна Романова (ныне музыкальный руководитель детского сада п.Эвенска), вспоминает, что вторую ступень обучения она начала в новой средней школе. В 1972 году сюда перешли все учителя и ученики из маленькой начальной школы, впоследствии переоборудованной под пищецех. До настоящего времени это здание не сохранилось. Сейчас на том месте - пустырь, где посажены деревья.

А средняя школа (МОУ СОШ (нац) п.Эвенска) в нынешнем 2002 году отмечает свой 30-летний юбилей. Не одно поколение учителей сменилось за это время в средней школе, не один, а 30 раз она провожала из родных стен во взрослую самостоятельную жизнь своих выпускников.

Здесь много лет трудились опытные, знающие и любящие свою профессию учителя:

Галина Леонидовна Караваева, Таисия Федоровна Маскаева, Светлана Павловна Пьянкова, Екатерина Катоновна Карий, Раиса Васильевна Стороженко, участник Великой Отечественной войны Михаил Степанович Сазонов, Тамара Аркадьевна Голендеева, Любовь Георгиевна Шмыкова, Виктория Фирсовна Чешуина, супруги Чайкины Федор Федорович и Лариса Павловна, Елена Александровна Бех, Тамара Георгиевна Дында, Людмила Павловна Федоренко, Лидия Николаевна Орехова, Ольга Леонидовна Гальцова, Альбина Васильевна Худякова, супруги Маленчук Валерий Михайлович и Мария Ивановна, Анна Петровна Сартакова, Таисия Николаевна Пантелькина, Галина Алексеевна Черенцова, Любовь Алексеевна Залесская, Валентина Акимовна Тонковид, Елена Викторовна Перелыгина, Татьяна Валентиновна Рябых, Татьяна Георгиевна Крупко. Татьяна Георгиевна Коробко, Ирина Артуровна Кожевникова и другие учителя.

В этой школе учился, а затем работал учителем и заместителем директора, по воспитательной работе Дамир Борисович Закиров. Дамира Закирова, к сожалению, уже нет среди нас, но он оставил яркий неизгладимый след в летописи средней школы. С его именем связаны многие традиции школьной жизни, незабываемые вечера, классные часы, торжественные линейки, воспоминания выпускников, одноклассников, учителей, коллег, друзей и родителей.

Галина Петровна Зирченко - директор кинотелевидео п.Эвенск.

У сына Олега с Дамиром Борисовичем были близкие отношения. Он был для него как старший брат, с которым можно обо всем поговорить, спросить совета, ощутить дружескую поддержку. Друзья - одноклассники Олега: Василий Круглов, Шухрат Тешабаев, Дмитрий Гончаров, Денис Элькинд, Дмитрий Гриценко, Виталий Надточий, Алексей Пермяков постоянно были вместе с Дамиром Борисовичем. Они организовывали и проводили различные конкурсы, вечера, оформляли альбомы, ходили на природу. Нередко Олег с друзьями бывал у Дамира Борисовича дома.

Жена Наташа часто пекла, угощала, была гостеприимна и приветлива к ним. Дамир (так называли его ребята между собой) был не только другом сына, но и нашим другом. Он часто приходил к нам домой, был всегда общительным, мог говорить с нами на любую тему. Своим добрым, внимательным отношением к нам, он воспитывал у ребят уважение к своим родителям.

Дамир Борисович всегда знал, где находятся наши дети, чем заняты, был в курсе всех их дел. Постоянно нацеливал их на необходимость продолжать учебу, получить образование, хорошо знал наклонности и увлечения каждого, советовал, какому делу лучше посвятить себя.

После школы Олег уехал учиться в Санкт-Петербург, связь с Дамиром продолжал поддерживать через письма, телефонные звонки. Иногда Дамиру отвечал на письма быстрее, чем нам, и мы узнавали о его делах от Дамира.

Большим потрясением для Олега и всех нас было известие, что Дамира не стало. До сих пор Олег вспоминает о нем с душевной болью.

Школьный альбом сына начинается с фотографии, на которой в центре - Дамир Борисович, рядом - Олег и его друзья - одноклассники. Все эти ребята сейчас взрослые, самостоятельные люди, в том, что все они стоят на хорошем жизненном пути, я думаю, несомненно, есть и заслуга их учителя - Дамира Борисовича Закирова.

Галина Михаиловна Казимирова - учитель начальных классов МОУ СОШ (нац) п.Эвенск.

Дамира Борисовича: вспоминаю, как педагога, увлеченного своей работой, всегда в хорошем настроении. Помню, он постоянно ходил по школе, напевая какую-нибудь мелодию.

Д.Б.Закиров был деятельным, энергичным, постоянно в окружении старшеклассников, с ними обсуждал общие дела, готовил и проводил школьные дискотеки, вечера. В КВРе всегда кипела работа: старшеклассники что-то клеили, рисовали, сочиняли. Это была своего рода мастерская добрых дел: многие школьные традиции, придуманные Дамиром, прочно вошли в жизнь школы. Вспоминаю его всегда как творческую, незаурядную личность.

Сергей Александрович Игнатьев - милиционер-водитель РОВД.

Дамир Борисович Закиров был моим учителем и классным руководителем. На уроке он был строгим, но мог и пошутить, разрядить обстановку, поднять всем настроение.

К нему у нас было полное доверие. После окончания школы мы продолжали с ним встречаться. Несмотря на молодые годы, он обладал житейским опытом, всегда мог дать дельный совет, поддержать, прийти на помощь и словом и делом, никого не оставлял в беде. Дамиру Борисовичу многие бывшие его ученики писали письма, звонили, делились своими успехами и проблемами, потому что знали: Дамир всегда поймет. Его поддержка, его внимание вселяли в нас уверенность, желание достичь намеченного. Мне очень не хватает Дамира Борисовича, несомненно, талантливого Учителя и надежного верного друга.

Сергей Александрович Вайберт - помощник участкового РОВД.

О Дамире Борисовиче Закирове остались волнующие, приятные воспоминания. Вместе с учителем мы готовились к праздникам, вечерам, КВНам, викторинам и другим школьным событиям. Общались с Дамиром Борисовичем не только в школе, а ходили с ним в походы, на прогулки в тундру, к морю.

Постоянно, благодаря неиссякаемой энергии Дамира Борисовича, мы были в делах и заботах, времени свободного от школьных дел, практически, не было. Мы жили только школой, ее делами, старались во всем подражать своему учителю, быть похожими на него. Дамир Закиров - это незабываемая личность.

Ольга Евгеньевна Сасова - ведущий специалист налоговой инспекции.

Дамир Борисович Закиров остался в моей памяти навсегда. Он был моим учителем и классным руководителем.

Человек разносторонний, Дамир Борисович вел интересные уроки истории, дополняя материал школьного учебника необычными историческими фактами и событиями. Он никого не выпускал из виду, обо всех все знал, в трудную минуту помогал, поддерживал, радовался нашим успехам, шутил, с уважением относился к каждому. Много личного времени наш учитель отдавал школе: придумывал различные сценарии, праздничные программы.

Для каждого из нас находилось дело по душе, никто не оставался в стороне, скучать было некогда. Дамир Борисович был жизнелюб, он постоянно что-то творил, увлекая за собой нас. Мы рисовали, оформляли зал, класс, ставили различные сценки, номера художественной самодеятельности. О Дамире Борисовиче остались только самые хорошие и добрые воспоминания.

Алексей Анатольевич Фарков - электромонтер РУЭС.

Дамир Борисович Закиров был необычным человеком, о нем остались самые лучшие воспоминания. Он был энергичным, деятельным, постоянно что-то придумывал, увлекал нас различными делами. Как учитель относился ко всем ровно, не выделял никого из нас учеников.

Постоянно за всех переживал, жил нашими заботами. Мы часто бывали у него дома. Дамир Борисович и дома был занят: чертил, что-то придумывал, оформлял, привлекая к этому нас. Больше никто из учителей столько времени не отдавал своим ученикам. Учитель был с нами, как ровесник, хорошо понимал нас, поддерживал всегда. Мы уважали и любили Дамира Борисовича. Работа в школе была его жизнью. Там он и сгорел, не думая о себе, о своем здоровье, целиком отдавал себя любимой работе.

Алла Ивановна Кушнарева - тренер-преподаватель ДЮСШ п.Эвенск.

Дамир Борисович Закиров был моим учителем и классным руководителем. Этот человек очень любил свою работу, в нее он вкладывал всю душу, не считаясь с личным временем, все дни напролет проводил в школе. К каждому ученику относился с уважением, особенно, к нам - старшеклассникам.

Оформил КВР (кабинет воспитательной работы), где мы любили собираться, готовиться ко всем школьным мероприятиям: выпускали газеты, придумывали поздравления учителям, родителям, распределяли обязанности по организации вечеров, обсуждали предстоящие планы. Было очень интересно. Нам нравилось быть ответственными за проведение всех внеклассных мероприятий в школе.

С тех пор, как Дамира Борисовича не стало, больше таких талантливых организаторов внеклассной работы в школе не было. Хотелось, чтобы таких людей, увлеченных своей работой, было больше.

Валентина Владимировна Начарова- зам. директора по учебной работе, учитель обслуживающего труда МОУ "СОШ (нац)" п.Эвенск.

Дамира Закирова знала еще до школы. Уже в то время он был рассудительным, отзывчивым, заботливым и внимательным ребенком.

Наш сын Олег был младше его ровно на 10 лет (день рождения у них в один день 11 декабря), но это не мешало их дружбе.

В школе Дамир был в числе лучших учеников, всем интересовался, читал много познавательной и серьезной литературы.

За хорошую учебу и активное участие в жизни школы, Дамира поощрили путевкой в пионерский лагерь "Орленок". В этом пионерском лагере он представлял лицо школы, своего поселка, района. По возвращении из поездки, Дамир в каждом классе рассказывал ученикам как была организована жизнь в "Орленке", что особенно запомнилось, делился своими впечатлениями.

Во время службы в Армии на Камчатке, Дамир писал нам письма, посылал теплые поздравления с праздниками. Отслужив, вернулся домой, поступил на заочное отделение в пединститут на исторический факультет, стал работать в школе организатором внеклассной работы и учителем истории.

Благодаря своему общительному, доброжелательному характеру, он сразу влился в педагогический коллектив.

Дамир хорошо рисовал, красиво писал, свой талант реализовывал в paботе. Вместе с учениками он оформил кабинет воспитательной работы (КВР), в котором дети постоянно занимались полезным делом. Дамир был всегда в окружении учеников, находил подход к каждому ребенку, особенно обращал внимание на детей из неблагополучных семей.

Большую помощь оказывал классным руководителям по организации воспитательной и внеклассной работы. С родителями молодой педагог был всегда вежлив, тактичен, умел подобрать нужные слова. До позднего вечера он находился с детьми в школе, не считаясь с личным временем.

Неожиданно и очень рано Дамира не стало. В те трагические дни все, кто знал, уважал и любил его, пришли проводить в последний путь любимого учителя, друга - Дамира Борисовича Закирова. Я считаю, что заслуженно нашей школе присвоено имя Дамира Закирова.

Марина Викторовна Пигина - инспектор паспортно-визовой службы РОВД.

По прошествии лет я могу сказать, что Дамир Борисович был для нас другом.

Как учитель, он был требовательным, никому из нас поблажек не делал. С ним было интересно, он был очень грамотным и начитанным человеком. Из школьной жизни особенно запомнился мне выпускной наш класс, в котором классным руководителем был Дамир Борисович. В то время он работал и заместителем директора школы по воспитательной работе. Мы часто собирались в КВРе, готовились к проведению различных конкурсов, КВНов, вечеров, памятных дат.

Учитель был с нами, и если у нас что-то не получалось, он всегда мог подсказать. В шутливые конкурсы обязательно добавляли прибаутки, придуманные им. Это было здорово, потом вся школа повторяла их. Дамир Борисович создал в школе совет старшеклассников. Там мы сами обсуждали классные проблемы, составляли план общешкольных мероприятий на год. То, что нам было доверено самостоятельно решать школьные вопросы, планировать различные внеклассные мероприятия, вызывало у нас чувство взрослости, ответственности, стремление "не ударить в грязь лицом". Жизнь в школе была интересной. Мы сами планировали, готовили и проводили различные школьные мероприятия, обсуждали подготовку и участие в них каждого класса.

Жалко, что так рано ушел из жизни необыкновенный учитель, который сумел создать интересную жизнь в школе, сплотить вокруг себя учеников, и главное - дать почувствовать нам и поверить в то, что мы значимы и полезны для родной школы.

Виктория Геннадьевна Криворучко - учитель физики МОУ "СОШ (над)" п.Эвенск.

Я не просто училась с Дамиром в одном классе - мы росли вместе, ходили в одну школу с мамами - учителями.

У нас было веселое, счастливое детство. Мы часто бывали друг у друга в гостях, вместе играли, вместе пошли в первый класс. Первая наша учительница - Лидия Николаевна Орехова. В школьные годы Дамир был генератором идей в разных делах: и в школе, и в походах, и в не школы. В учебе он был способным, но, как все дети, мог получить двойку, а в целом, учился все годы хорошо.

В 9-х - 10-х классах мы вместе с ним работали в комитете комсомола школы. Проводили очень интересные тематические вечера с танцами, писали сценарии различных мероприятий, в которых Дамир часто был ведущим. На День Учителя, помню, придумали сценарий, по которому провели интересный вечер для учителей. Элементы этого сценария используются сейчас уже нашими учениками.

10 класс запомнился мне на всю жизнь. На свой последний звонок в школе, мы оформляли благодарственные грамоты учителям, которые рисовал Дамир, вместе сочиняли стихи для них. Мы не считались с личным временем, но все успевали, учились хорошо.

Класс наш был очень дружный, активный, способный на интересные поступки, дела, иногда авантюрные, но добрые, интересные, как и у всех подростков. Это бывало бесшабашно, мы даже не задумывались о последствиях. Дамир всегда во всех делах был в центре компании.

В жизни Дамир был для меня как брат, с которым можно было и поссориться, и поспорить, и поговорить по душам, зная, что это близкий человек.

Василий Викторович Курашко - директор средней школы п.Эвенск.

Писать о Дамире Борисовиче Закирове и трудно, и легко. Легко, потому что есть о чем рассказывать и есть чему у него учиться. Трудно - потому что трудно описать жизнь, стихию, ясный солнечный день, - не хватит слов. Когда такие люди уходят из жизни - рядом образуется ямища, воронка, полная безысходной пустоты, которую никем и ничем не заполнить. Ошибаются те, кто считает, что "незаменимых людей нет". Есть такие. Ошибаются те, кто считает, что "свято место пусто не бывает". Бывает, да еще как.

По большому счету, все то, чему мы придаем такое большое значение: мораль, этика, нормы поведения, подлость, преступление, все это "вторичные ореолы рассеяния" двух основ нашего мироздания - Добра и Зла. Каждый на Земле находится либо по эту, либо по ту сторону от незримой черты, разделяющей эти "альфу" и "омегу".

Дамир Борисович обладал удивительной энергетикой света и добра. Его магнетизм был настолько притягательным, что трудно представить Дамира не в окружении детей, учеников. Они тянулись к нему. По-видимому, правы те, которые считают, что "педагогом, как и художником, нужно родиться". Можно закончить десять специальных ВУЗов и написать море книг на тему воспитания, но Педагогом не быть. Дамир Борисович им был.

Вспоминаю Таватум 1995 года, где мы с Дамиром работали в летнем оздоровительном комплексе. "В нагрузку" нам в первую смену был отправлен весь "бомонд" эвенской малолетней преступности - подростки, совершившие десятки краж и других преступлений. Думаю, эту смену ребята надолго запомнили. Дамир был не просто строгим, а и справедливым воспитателем, он был абсолютно (без какой-либо фальши) авторитетен. И он был чрезвычайно интересен подросткам, мало что хорошего видевшим в жизни. Малолетний "рецидивист'" мог запросто раскрыть душу Дамиру и часами рассказывать о своих бедах и несчастьях, семейных проблемах и отчего он вступил на "скользкий путь". После такого совсем по-другому смотришь на подростка.

Каждый день в Таватуме был наполнен интересными делами: конкурсы, военно-спортивные эстафеты, соревнования, праздники и т.д. Дамир был строг и к форме, и к содержанию. Символика, атрибутика - впервые на флагштоке Таватума был поднят флаг Таватума, сделанный лично Дамиром. Отряды были не просто "первый'', "второй'", "третий'". Это были "Берендеи", это были "Скифы", это были "Славяне".

Удивительное дело - многое из того, к чему Дамир приложил руку, приживалось, становилось традицией. До сих пор в школе хранятся знамя школы и знамя Совета старшеклассников, ключ и летопись школы, сделанные Дамиром. Они бережно передаются от выпуска к выпуску на каждом последнем звонке. Сама процедура последнего звонка, выпускного вечера - она "дамировская". С его легкой руки в школе появились родительские капустники на выпускном вечере, конкурсы инсценированной сказки, "А ну-ка, девушки" и многое другое.

Знаю, что все это давалось ему нелегко. Он говорил: "Нужно выбирать - либо работать, либо писать бумажки". Правила, инструкции, положения, все то, что стерилизует, делает официозной педагогику, выводили его из себя. За любое дело он брался серьезно и основательно, особенно, если это касалось детей. А вот "бумажки" писать не любил, тут играл на "грани фола", за что и бывал бит.

Жизнь "по-написанному" - это было не для Дамира Борисовича Закирова. Он сам создавал, созидал школьную жизнь, ее правила и атрибуты.

Впервые мы познакомились с Дамиром лет 20 назад. Это был серьезный и очень ответственный выпускник нашей школы. Северо-Эвенская ГРЭ шефствовала над школой, и молодежь экспедиции всячески помогала в организации вечеров, дискотек, прочих мероприятий.

Потом был 1988 год, когда мы с Дамиром начали работать в райкоме комсомола - второй секретарь и секретарь по школам. С этих пор моим управленческим кредо является одно слово - команда. Именно команда может все и вся, ей любые проблемы по плечу. Без этого - любое дело - это затхлые коридоры "императорского дворца'" с бессмысленными поклонами и ритуалами. Дамир обладал удивительными организаторскими способностями: изумительно точно он "сколачивал" команды. Какая бы проблема не возникала - Дамир брался за телефон, и через час - другой "работа кипела": бок о бок работали, на первый взгляд совершенно разные люди, а на самом деле, именно те, которые могли решить ту или иную проблему - будь то организация молодежного центра, клуба "Товарищ", видеодискотеки, сценарий для школьной команды КВН, оформление зала и т.п. Комиссар - именно так повелось среди друзей звать Дамира. Работая в райкоме, он большую часть своего времени отдавал школе, пропадая там сутками. Казалось, он дня не мог прожить без школьных стен. Тяга взяла свое, и Дамир Борисович перешел работать в школу. Именно благодаря Дамиру в 1993 году пришел работать школу и я, хотя "морально созрел" много раньше, еще в "райкомовские времена", опять-таки благодаря Дамиру.

Выпуск 1991 года - это был выпуск, который вместе с фотоальбомами, получил на память видеокасету о школе и своем выпуске. Это была идея Дамира, который уже тогда работал заместителем директора школы по воспитательной работе. Проект "Уходим в завтра". И как принято с Дамиром Борисовичем, это стало традицией. Фильм "Уходим в завтра" о выпуске 1991 года, который мы делали вместе с Дамиром, и стал той ступенькой, на которой я близко познакомился со школой, ее учениками, учителями, традициями. Потом были последующие "Дамировские" выпуски: 1992,1993, 1994 года. Такие же самобытные и замечательные. И, наконец, выпуск - 95, один из самых "звездных" выпусков школы (два золотых и четыре серебряных медалиста). Для меня он был первым, а для Дамира, как оказалось, он стал последним выпуском.

Дамир был прирожденным педагогом. Для него абсолютной ценностью были дети, ради которых он был готов на все, не считаясь с личным временем, семейными проблемами, финансами. Ни зарплата, ни должность, ни отчетность, только дети, его ученики. Ему не нужны были дополнительные оплачиваемые часы, чтобы подготовить ребят к экзаменам, - консультации он проводил нередко "за просто так". Дети - наше отражение, и от нас зависит, будут они на темной или на светлой стороне нашей жизни. "Своим учителем мы справедливо называем того, у кого учимся. Но не всякий, у кого мы учимся, заслуживает этого звания" (Гете).

Дамир Борисович обладал удивительной энергетикой света и добра. Его магнетизм был настоль притягательным, что трудно представить Дамира не в окружении детей, учеников. Они тянулись к нему. По-видимому правы те, которые считают, что "педагогом, как и художником, нужно родиться". Можно закончить десять специальных ВУЗов и написать море книг на тему воспитания, но Педагогом не быть. Дамир Борисович им был.

Даже в ссорах (было и такое) на него невозможно было долго сердиться. Откуда это? Может быть, от того восприятия мира, что в мире два первоначала - это либо Добро, либо Зло. Третьего не дано.

Друзьям не в чем было его упрекнуть. Впрочем, есть за что. Только за одно - за то, что он ушел из жизни. Но в этом нет его вины.

Воспоминания разных людей о Дамире Закирове перекликаются в одном: несомненно, это был незаурядный человек, увлеченный своей работой, готовый в трудную минуту прийти на помощь, не мыслящий свою жизнь вне школы.

Имя Дамира Закирова останется вечным не только в наших сердцах, оно будет жить в стенах родной школы. Единогласным решением районной Думы от 21 июня 2002 года МОУ средней общеобразовательной национальной школе п.Эвенск присвоено имя Дамира Борисовича Закирова.


Перепечатано из газеты "Эвенчанка" №50 за 20 декабря 2002 года


Назад